Парадокс знания

Парадоксы знания

«Истинное знание состоит в том, чтобы знать, что мы знаем то, что знаем, и не знаем того, чего не знаем. Ложное же в том, чтобы думать, что мы знаем то, чего не знаем, и не знаем того, что знаем; и нельзя дать более точного определения того ложного познания, которое царствует среди нас»  Конфуций

Парадокс знания

Парадоксы знания об устройстве мира проявляют себя в том случае, когда самые разнородные действия, сами по себе в отдельности, являющиеся рациональными, будучи соединены воедино, в систему, обнаруживают не просто несогласованность, а абсолютную противоположность, несовместимость друг с другом. К причинам появления таких парадоксов можно отнести ситуации, когда в орбиту исследования незаметно втягиваются новые объекты, наличие которых постепенно ставит под сомнение истинность существующей картины мира и ее составляющих. Эти ситуации приводят к тому, что в системе знания накапливаются необъяснимые факты о материальной реальности.

Периодически, учитывая неполноту человеческого знания об устройстве мира, человек сталкивается с вполне реальными ситуациями, которым не может найти какого-либо логического объяснения. В подобных ситуациях перестает работать причинно-следственная связь. Между теорией и опытом возникает несовместимость, а именно, логические умозаключения не соответствуют тому, что человек наблюдает во время эксперимента. В этом состоит суть парадокса знания.

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.» Сократ

Сократ пояснял свою мысль так: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Получается, что зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.

Казалось бы, в утверждении содержится логически противоречивое утверждение: если человек ничего не знает, то он не может знать и о том, что он не знает. Это своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. Его можно наглядно представить следующим образом: вообразим, что всё наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а, следовательно, наше «соприкосновение» с незнанием.

Парадокс знания

Незнание—причина неизбежности

Из книги «Я есть ТО» Нисаргадаты Махараджа

Махарадж : Незнание-причина неизбежности.

Вопрос:  Незнание чего?

Махарадж:  В первую очередь незнание себя. А также незнание истинной природы вещей, их причин и следствий. Вы смотрите вокруг не понимая и принимаете видимость за реальность. Вы верите, что знаете себя и мир, но только ваше незнание заставляет вас говорить: «Я знаю». Начните с признания, что вы не знаете, и двигайтесь от этой точки.

Ничто не может помочь миру больше, чем окончание вашего незнания. После этого вам не нужно делать ничего конкретного, чтобы помогать миру. Само ваше бытие будет помощью, независимо от того, делаете вы что-нибудь или не делаете.

Вопрос:  Как можно знать незнание? Чтобы знать незнание, нужно знание.

Махарадж:  Правильно. Само признание «я не знаю» является расцветом знания. Незнающий человек не знает о своём незнании. Вы можете сказать, что незнание не существует, поскольку исчезает в тот момент, когда его видят. Поэтому вы можете называть это бессознательностью или слепотой. Всё, что вы видите вокруг и внутри вас, — это то, что вы не знаете и не понимаете, даже не подозревая о том, что вы не знаете и не понимаете. Знать, что вы не знаете и не понимаете, — это истинное знание, знание смиренного сердца.

Вопрос:  Да, Иисус говорил: «Блаженны нищие духом…»

Махарадж:  Выражайте это как хотите, факт таков, что может быть только знание незнания. Вы знаете, что вы не знаете.

Вопрос:  Незнание когда-нибудь закончится?

Махарадж:  А что плохого в незнании? Вы не обязаны знать всё. Достаточно знать то, что вам необходимо знать. Остальное само присмотрит за собой без вашего знания о том, как это происходит. Важно, чтобы ваше бессознательное не мешало вашему сознательному, чтобы на всех уровнях было единство. Знать не так уж важно.

Вопрос:  То, что вы говорите, психологически правильно. Но когда надо знать других, знать мир, моё знание того, что я не знаю, не очень-то мне поможет.

Махарадж:  Если вы внутренне целостны, внешнее знание приходит к вам спонтанно. В каждый миг вашей жизни вы знаете то, что вам нужно знать. В океане универсального ума содержится всё знание, оно ваше, стоит только попросить. Большая его часть может вам никогда не понадобиться — но всё равно оно всё ваше…

Краткие факты истории парадокса знания

Впервые на парадокс знания было обращено внимание в Древней Греции. Противоречия в рассуждениях возникали при соблюдении их логической правильности. Трактовка парадокса близка к понятию «апория» (от греч. — затруднение, недоумение), по своей сути обозначающего трудноразрешимое положение, возникающее в результате противоречий в рассуждениях. Классическим примером апории считаются парадоксы Зенона Элейского (430 до н.э.).

В средние века философская мысль приступила к осмыслению «антиномии» (от греч. — противоречие закона самому себе, противоречие внутри закона). Это — соединение в ходе рассуждения двух прямо противоположных утверждений, каждое из которых может быть одинаково обосновано. Понятие «антиномия» имело первоначально юридический смысл и означало противоречие между двумя законами или внутри одного закона. В Кодексе Юстиниана (535г.) предусматривается случай, когда закон вступает в противоречие с самим собой. Эта коллизия названа антиномией в изданном в 1613г. «Философском словаре» Р. Гоклениуса.

Иммануил Кант (1724-1804) трактует антиномии как противоречия, которые неизбежно рождаются в уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного, приложимое лишь к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где наличествует только преходящее, конечное и обусловленное (антитезис).

«Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве»  Кант

Подобные утверждения в одинаковой степени и доказуемы, и недоказуемы. Эти противоречия возникают только потому, что разум отважился пуститься в исследование вещей, как они существуют сами по себе («вещь в себе»).

Антиномии Канта оказали серьезное влияние на развитие науки, так как способствовали уточнению логических основ математики в Х1Х в., с одной стороны, и возникновению гегелевской диалектики — с другой. Известные трудности, ощущавшиеся в основаниях математики после открытия И.Ньютоном (1643-1727) и Г.Лейбницем (1646-1716) дифференциального и интегрального исчислений, попытался преодолеть Кантор (1845-1918) на основе теории множеств. К этому времени произошли великие кризисы в основаниях математики, связанные с открытием иррациональных чисел, бесконечно малых величин. Однако, сам Кантор обнаружил ряд парадоксов в своей теории, что привело его к математической логике.

В дальнейшем, открытый в 1902г. Расселом (1872-1970) парадокс о множестве всех нормальных множеств показал, что и положительный, и отрицательный ответы в равной степени доказуемы. Именно открытие Кантором в 1893 г. и Расселом в 1902 г. серии парадоксов, связанных с актуализацией бесконечных множеств, породило Третий Великий кризис математики, который продолжается по сей день. Целая плеяда выдающихся математиков и философов (Гильберт, Брауер и др.) посвятили свои исследования и всю свою жизнь решению парадоксов теории множеств. Однако, если разобраться по существу, парадокс, связанный с актуализацией бесконечных множеств, является не чем иным, как попыткой интерпретации знаменитого парадокса «лжеца», автором которого является древнегреческий мудрец Евбулид (У11в. до н.э.):

«Я утверждаю, что я лжец. Лжец ли я? Если я лжец, то я лгу, когда утверждаю, что я — лжец, следовательно, я не лжец. Но если я не лжец, то я говорю правду, когда утверждаю, что я — лжец, следовательно, я — лжец».

В последствии, эта направленность в исследовании и интерпретации парадоксов знания продолжала развиваться. В 1926 г. английский математик и логик Рамсей предложил первую (и получившую наибольшее распространение) классификацию парадоксов, разделив их на две группы: логические парадоксы Рассела и Кантора, и семантические. Последние образовали особую группу парадоксов только в начале ХХ века, когда теория познания столкнулась с необходимостью объяснения и интерпретации нового класса противоречий. Они связанны с тем, что многие слова имеют различные значения и в каждом конкретном случае только анализ смысловых связей позволяет отбросить те, которые являются посторонними. К особым типам парадоксов можно отнести необычные, нетрафаретные высказывания, которые теперь относят к крылатым выражениям.

«Ничего не найдено, — опять говорил себе Пьер, — ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости.» Л.Толстой «Война и Мир»


В наше время научные парадоксы, парадоксы знания загоняют в тупик, ставят под сомнение многие общепринятые научные теории, порой приводят к рождению новой научной парадигмы. Некоторые из парадоксов все-таки удается разрешить благодаря использованию новых научных методов, более точных инструментов измерения, а также благодаря поиску логических ошибок в самой формулировке парадокса. Другие же, так и остаются неразрешенной загадкой, которая стимулирует ученых к более глубокому осмыслению существующих теорий.

«Вполне логично говорить, что научное открытие уменьшает область неизвестного. Но не менее логично утверждать, что она при этом увеличивается. По вине самого открытия и увеличивается. Когда человек идёт в гору, перед ним всё раздвигается горизонт, но и всё протяжённей становятся земли, лежащие за горизонтом» Даниил Данин


Парадоксы знания — мир поменялся, произошли глобальные открытия с начала 2013 г.
«В настоящее время мы все проходим глобальную мутацию, ведущую к космическому сознанию, наивысшей точке органической эволюции. Через контроль мыслей и ответственность за чистоту помыслов…»

Послушайте лекцию «мир после квантового перехода»  биофизика Валентины Мироновой об изменениях в науке…


 P.S.

Парадоксальный вопрос: 

Что случится, если некая неодолимая сила встретит на своем пути некий недвижимый объект?

Если сила сдвинет объект, тогда он не недвижимый. Факт?

Если сила не справиться, то тогда она не неодолимая. Тоже факт или парадокс знания?…

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LightRay Эзотерика и духовное развитие. Портал эзотерики 'Живое Знание' Индекс цитирования